Окружающий мир в исламе. Горы

Окружающий мир в исламе. Горы

Окружающий мир в исламе. Горы Польза гор для человечества

В хадисе о принятии Ислама Дымамом ибн Са’лябой он сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Заклинаю тебя Тем, Кто воздвиг горы и вложил в них пользу, скажи мне: это Аллах повелел тебе то-то и то-то?» Он ответил: «Клянусь Аллахом, да!» (Муслим, 12).
К полезным свойствам гор относится то, что на вершинах их задерживается снег, который служит запасом воды для людей и который они могут использовать в случае, если у них не будет воды. Этот снег потихоньку тает и, превращаясь в обильные потоки, образует реки и течет в долинах. Благодаря этой воде вырастают луга, разные растения, фрукты, лечебные травы, которых не бывает на сухих равнинах и в пустынях.
Если бы не горы, снег падал бы на землю и таял бы, и при возникновении потребности в нем его бы уже не было. А при быстром таянии он образовывал бы потоки, которые уничтожали бы все на своем пути и тем самым наносили бы людям непоправимый и неотвратимый вред.
К полезным свойствам гор относится и наличие в них пещер, которые подобны крепостям и башням и к тому же могут служить жилищем для человека и животных.
К их полезным свойствам относится и то, что из них получают камень для строительства, а также для изготовления жерновов и других нужных вещей.
Ещё одно полезное свойство гор — в них много полезных ископаемых, в том числе золота, серебра, меди, железа, свинца, хризолита, изумруда и множества других, в которых заключено столько пользы, о которой известно все только их Всевышнему Создателю.
К полезным свойствам гор относится и то, что они сдерживают ураганные ветра, уменьшают их скорость и не дают им обрушиваться на то, что внизу. Поэтому живущим у подножия гор не грозят сильные ветры, причиняющие вред.
К полезным свойствам гор относится и то, что они сдерживают потоки, оказываясь на их пути и вынуждая их поворачивать направо или налево, и если бы не горы, эти потоки уничтожали бы все на своем пути, но горы становятся преградой для них.
Ещё одно полезное свойство гор состоит в том, что они являются вехами, помогающими ориентироваться и указывающими дорогу. Поэтому Аллах сказал:
«Среди Его знамений — плывущие по морю корабли, подобные горам» (сура 42 «Совет», аят 32).
Горы названы словом » ‘алям», которым обозначается нечто приметное, явное, выделяющееся.
К полезным свойствам гор относится и то, что в них растут лекарственные растения, которые не встречаются на равнинах и в песках, подобно тому, как равнинные и пустынные растения не растут в горах. И в том, и в том заключена польза и мудрость, о которых известно только Знающему Творцу…
1Opaf144nagК полезным свойствам гор относится и то, что они служат крепостями, в которых рабы Аллаха могут укрыться от врагов, как укрываются они в крепостях. Более того, горы порой оказываются лучшими и более надёжными укреплениями, чем обычные крепости и города.
Относится к полезным свойствам гор и то, о чем Всевышний Аллах упомянул в Своей Книге: Он сделал для земли подобие колышек, которые укрепляют землю, и тяжелые горы подобны тяжелым кораблям. И это великая польза и мудрость!
Всевышний Аллах призвал нас в Своей Книге смотреть на горы и размышлять об их сотворении.
Он сказал: «Неужели они не видят, как созданы верблюды, как вознесено небо, как водружены горы, как распростерта земля?» (сура 88 «Покрывающее», аяты 17-20).
Сотворение гор и приносимая ими польза — лучшие свидетельства могущества их Творца и Создателя, а также Его знания, мудрости и единственности. И при этом горы восхваляют Его, проявляют смирение перед Ним, совершают земной поклон Ему, страшатся Его и разрушаются от страха перед Ним. Эти горы, несмотря на свою прочность и величину, испугались ответственности, которую предложил им нести их Господь и Создатель.

Горы в истории ислама

Окружающий мир в исламе. Горы Среди гор есть та, на которой находился пророк Муса, мир ему и благословение Аллаха, когда Аллах говорил с ним.
И среди них есть гора, которой Аллах явил Себя, и она обратилась в прах.
И среди них есть гора, любовь к которой Аллах внушил Своему посланнику, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижникам, а эта гора любила посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников.
И среди них есть две горы, которые Аллах сделал оградой для Дома Своего. Сафа находится в конце одной, а Марва — в конце другой. И Он предписал Своим рабам совершать пробег между ними и включил его в обряды поклонения, предписанные Им.
Есть среди них и Гора милости (Джабаль ар-Рахма), на которой находится пространство Арафата. Сколько прощенных грехов и проступков, удовлетворенных потребностей, избавлений от беды и спасений от тяжких испытаний, обновленных милостей, обретенного счастья и стертого несчастья видела она!
Да и как же иначе, если эта гора предназначена специально для этого великого собрания, для этой почтенной делегации, которая приходит со всех сторон, дабы стоять пред Господом — смиренные пред величием Его, безропотные пред могуществом Его, с взъерошенными волосами, покрытые пылью, с непокрытыми голосами, они испрашивают прощения и обращаются к Нему с мольбами, и Он приближается к ним, а потом хвалит их перед Своими ангелами.
Прекрасна гора и прекрасна нисходящая на нее милость и прощение тяжких грехов!
Есть среди них и гора Хира, где посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, уединялся, дабы побыть наедине с Господом, до тех пор, пока Аллах не почтил его Своим откровением, — а в это время он как раз находился в пещере на этой горе. Это гора, из которой вышел свет, распространившийся затем по миру, и она гордится этим перед другими горами, и имеет право полное право на это.
Пречист Тот, Кто избрал для Своей милости и почета горы и людей! И Он сделал среди них горы, как магнит, словно сами состоят из него. Сердца устремляются к ним всякий раз, как вспомнят о них, и ощущают тягу к ним. И Он также избрал среди людей некоторых, почтив их, доведя до конца Свою милость к ним. Он одарил их Своей любовью, и Он не только полюбил их, но и внушил ангелам и Своим верующим рабам любовь к ним и предопределил им радушный прием на земле.
При всем при этом горы знают, что есть для них час назначенный, когда они будут развеяны и уподобятся шерсти от ужаса этого дня, и они боятся этого времени и ждут его.
Умм ад-Дарда, отправляясь в путешествие и поднимаясь на гору, говорила кому-то из сопровождавших ее: «Дай горам услышать то, что обещал им Господь их!» И этот человек говорил: «Что же я должен дать им услышать?» Она произносила:
«Они спрашивают тебя о горах. Скажи: «Мой господь развеет их и оставит только гладкую равнину, на которой ты не увидишь ни углубления, ни возвышения» (сура 20 «Та ха», аяты 105-107).
Таково положение гор, притом, что они представляют собой твердый камень. Таков их трепет, страх и дрожь пред могуществом и величием Господа их. Их Творец и Создатель поведал о том, что если бы Он ниспослал им Свои слова, то они преисполнились смирения и задрожали бы от страха перед Аллахом.
Удивительно, что кусок плоти оказывается черствее гор: он слышит, как аяты Аллаха читаются ему, и он вспоминает Всевышнего Господа и при этом не смягчается, не преисполняется смирения и не возвращается к покорности Ему. Поэтому не заслуживает порицания и не противоречит мудрости то, что Он сотворил для них (то есть для этих черствых сердец) Огонь, который расплавит их, — ведь они не смягчаются ни от Слов Его, ни от поминания Его, ни угрозы Его, ни наставления Его.
Тот, чье сердце в этом мире не смягчается пред Аллахом, не возвращается к покорности Ему, и его не смягчает любовь к Нему и плачь от страха перед Ним, — пусть же он наслаждается недолго, ибо поистине, впереди его ждет величайшее из того, что смягчает сердца. Он будет возвращен к Знающему сокровенное и явное, и увидит, и узнает!»
См. «Мифтах дар ас-саада», «Деяния сердец. Избранное», 1/439-444)

5/5 (1)

5/51

Пожалуйста, оцените статью

Spread the love

Нет ни одного комментария

Написать комментарий

Очистить все